Г.А. Райкова. Опыт межведомственного взаимодействия в продвижении чтения в библиотеках России

ОПЫТ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОДВИЖЕНИИ ЧТЕНИЯ В БИБЛИОТЕКАХ РОССИИ
(По материалам IV Всероссийского конкурса для публичных библиотек «Современные тенденции в обслуживании читателей» по теме «Организация партнерства в поддержку чтения»)
 
Г.А. Райкова - кандидат пед. наук, зав. Отделом межбиблиотечного взаимодействия с библиотеками России и стран СНГ Российской государственной библиотеки (РГБ), г. Москва.

На рубеже тысячелетий, с развитием цивилизации человечество столкнулось с проблемой, о которой еще 30 лет назад осторожно предупреждали некоторые ученые. Речь идет о значительном снижении у людей интереса к чтению.
 
Многие страны мира прошли или проходят процесс «кризиса чтения», который связан с изменением роли чтения в жизни общества. «Катастрофа чтения» в России обусловлена как мировыми тенденциями, так и длительным периодом модернизации общества. Десятки ученых, специалистов дискутируют на эту тему, выстраивают концепции и ищут решение проблемы. Действительно и в общероссийском, и в мировом масштабе проблема существует. Но если обратить внимание на отдельно взятый регион, город, село, в которых активно работают библиотеки, то эта проблема не выглядит такой устрашающей.
 
Для того, чтобы любой россиянин мог полюбить чтение в детстве, сохранить любовь к чтению и возможность читать на всю жизнь, в стране должна функционировать целостная инфраструктура поддержки чтения и грамотности. Основные институты этой инфраструктуры – система обязательного и дополнительного образования, библиотеки, система популяризации чтения, книгоиздание и книгораспространение и др.
 
Конструктивное взаимодействие различных сил общества способно преодолеть возникшую проблему. В одиночку не смогут это сделать ни государство, ни отдельные библиотеки. Это можно осуществить только при помощи социального партнерства, цель которого сформировать единое культурно-информационное пространство каждого региона, способное решать задачи, в которых нуждается местное население. Партнерские связи и взаимодействия с разными организациями и учреждениями становятся все более важными для библиотек. Библиотека – часть общества, она зависит от него, поэтому существенный аспект работы – налаживание тесных контактов с теми, кто важен, кто уполномочен принимать решение, касающиеся данной конкретной местности. Во всех регионах страны список организаций, с которыми контактируют библиотеки, пополняется из года в год. Но контакты эти должны перерасти в партнерство. Под взаимодействием подразумевается объединение ресурсов и усилий для достижения намеченной цели.
 
Сейчас я приведу некоторые конкретные примеры из опыта работы библиотек, в надежде, что они будут кому-то полезны. Прежде надо сказать, что библиотеки всегда вели и ведут огромную работу по привлечению к чтению. Как это получается у некоторых наших коллег, я и хотела бы проиллюстрировать.
 
По инициативе МУК ЦБС г. Кургана 2006 год был объявлен Годом Чтения. Стратегия реализации Программы предполагала решение комплекса задач, среди которых были: широкий пиар Программы, объединение сил и развитие партнерства, организационное и методическое обеспечение, создание стимулирующей и развивающей среды чтения. С самого начала и весь период реализации Программы широко оповещались все жители города Кургана. Были задействованы все средства пиар – технологий: рекламные компании, презентационные и имиджевые акции, расширение партнерских связей и др. У библиотек города сложилось плодотворное сотрудничество с местными газетами, журналами, теле- и радиокомпаниями. Сотрудники библиотек постоянно выступали с информацией о Годе чтения, о престиже чтения, о лучших книжных новинках. Делались теле-радио- зарисовки о самых читающих детях, классах, семьях города Кургана.
 
Сотрудничество со СМИ по видам рекламы было представлено так:
 

1.

Печатная реклама:

·        Статьи

·        Пресс-релизы

·        Объявления

 

66

19

12

2.

Радиореклама

56

3.

Телевизионная реклама

36

4.

Интернет-реклама

(на интернет-портале г. Кургана)

24


 
Впервые была опробована методика «флэшмоба», что означает «быстрая толпа». Это волонтеры из числа студентов с плакатами «2006 год – Год чтения в г. Кургане» большими группами ездили по разным автобусным маршрутам, привлекая внимание пассажиров к значимой для города Программе.
 
В городе стартовало международное (преимущественно молодежное) движение буккроссинг, что означает книговорот – библиотека без стен и формуляров, залогов и должников. Это движение книголюбов-авантюристов и альтруистов, девиз которых: «Превратим весь мир в библиотеку», главный принцип: «Прочитал – передай другому!» А самое привлекательное в этой акции – охота за книготрофеем.
 
В рекламных компаниях Года Чтения широко использовались наружная реклама и директ-мэйл.
 
Во всех микрорайонах города побывал «кочующий» баннер с главной рекламной афишей Года чтения «Книга открывает мир». К ряду акций Года чтения устанавливались растяжки.
 

Наружная реклама и директ -мэйл

1.

Наружная реклама:

·        Баннеры

·        Растяжки

·        Объявления (рекламные на остановочных комплексах)

·        Афиши

·        Плакаты

 

 

2

3

 

150

100

10 видов

2.

Директ-мэйл:

·        Рассылка писем

·        Пресс-релизы в СМИ

·        Визитки (раздача на улицах)

 

 

120

19

35 видов

Рекламные агентства спонсировали выпуск красочных плакатов, афиш, флаеров. Библиотеки выпустили множество буклетов, приглашений, информ-листков, путеводителей, закладок, проспектов. Была выпущена сувенирная продукция в виде календарей, ручек, кружек. Активно поддержали акцию фотосалоны города, впервые был проведен фотоконкурс «Магия чтения».
 
Год Чтения объединил в заинтересованном сотрудничестве различные учреждения и организации, общественные фонды, общества и союзы, представителей власти и предпринимательских структур, жителей города. У библиотек появились новые спонсоры, шире стал круг друзей и волонтеров. (По материалам МУ ЦБС г. Кургана, присланным на конкурс «Организация партнерства в поддержку чтения»).
 
Приведу еще один пример работы городской ЦБС областного города Калининграда. В городе с 2001 г. реализуется широкомасштабный культурный проект - ежегодный международный книжный фестиваль «С книгой – в 21 век». Своей деятельностью ЦБС стремится привлечь жителей области и города к активному участию в процессе формирования современного социокультурного облика региона, в воспитании «думающего» подрастающего поколения. Обращение к форме фестиваля было обусловлено многими причинами: многочисленные книжные праздники в библиотеках носили разобщенный локальный характер и привлекали ограниченное число посетителей. Исследования, проводимые библиотекарями, показали, что пользователям, особенно детям, интересны мероприятия, где они могут не только получить новые знания, но и реализовать свой творческий потенциал, встречаться с интересными людьми, общаться со сверстниками. И специфика Калининграда – область в центре Европы – пилотный регион российско-европейской интеграции. Жителям города интересна культурная жизнь соседей – ближайших европейских стран. Фестиваль представил калининградцам возможность познакомиться с современной литературой стран балтийского региона, новыми именами, книгами последних лет издания.
 
Организаторами был учтен обширный опыт мировой практики по решению проблем «кризиса чтения» для разработки согласованной и целенаправленной системы мер по решению проблем в области чтения. Были сконцентрированы усилия всех заинтересованных лиц в проведении широкомасштабной культурной акции на общегородских площадках.
 
Можно очень много рассказывать о мероприятиях, которые были проведены за эти годы, но несомненным достижением проекта стало создание устойчивых партнерских отношений между муниципальными библиотеками, общественными, писательскими организациями, представителями книготоргового и издательского бизнеса, зарубежными коллегами. На разных этапах реализации проекта частичная финансовая поддержка осуществлялась различными зарубежными институтами и союзами. Все шесть лет продолжается плодотворное сотрудничество с крупнейшим выставочным комплексом «БалтикЭкспо», в залах которого традиционно и безвозмездно размещаются крупные книжные экспозиции и стенды участников Книжного фестиваля.
 
Общественно значимый культурный проект - Книжный фестиваль, подкрепленный колоссальным ресурсом – кооперацией партнерских организаций, - стал очень заметным событием в жизни города. О чем свидетельствуют:

Фестиваль стал городской культурной традицией и значимость его определяется тем, что он рекламирует и поддерживает не отдельных авторов или издательства, а чтение как культурный процесс. Это определяется широтой мероприятий, их общедоступностью и публичностью. Фестиваль закладывает прочную основу для дружеских отношений и делового сотрудничества, объединения культурного пространства стран-соседей. Это новый формат городского праздника – сплав культурной значимости с яркой зрелищностью и интеллектуальным отдыхом.
 
И еще об одном опыте работы. В первый день весны 2006 г. в Омске состоялось грандиозное книжное шоу – стартовал молодежный читательский марафон «Ощути радость чтения!». Его инициатором и организаторам стал Молодежный совет МУК «Централизованная система муниципальных библиотек г. Омска». В каждом административном округе города лидерами Молодежного совета были организованы и проведены пять бук-презентаций «Книжный Гольфстрим», призывающих молодежь окунуться в литературный поток, узнать новые имена и прочесть книги, проверенные временем.
 
В 12 –ти муниципальных библиотеках проведены виртуальные экскурсии «Томик из интернета», в результате 725 человек познакомились с самыми популярными сайтами электронных библиотек. Бук-фотография – марафонцам, желающим «засветиться» был представлен шанс попробовать себя в рекламе и фотоискусстве, придумывая самые броские и оригинальные слоганы о чтении и соревнуясь за авторство суперкадра.
 
В ходе марафона участники номинировали свои любимые книги на звание «Book-симпатия» Зоны голосования были организованы в 46 –ти библиотеках и в 4-х книжных магазинах сети «Книгомир». В голосовании приняли участие более тысячи читателей и покупателей.
 
Финальным мероприятием марафона «Ощути радость чтения!» стала молодежная дискотека «Book-nigt»- «Ночь книги». Дистанцию длиною в два с половиной месяца одолели более трехсот читателей. Здесь были объявлены имена лидеров чтения, авторов лучших слоганов и фотографий на тему «Радость чтения».
 
Партнерами библиотек в этом марафоне были:

Информационную поддержку осуществляли:

Выбор форм проведения мероприятий в рамках форума основывался на предполагаемых предпочтениях целевой группы, был ориентирован на молодежь. Используя свои ресурсы и принцип активного включения самой молодежи в творческие проекты, специалисты омских библиотек намерены и дальше вести активную работу по позиционированию чтения среди молодежи как достойного способа содержательного и интересного проведения досуга. (По материалам, присланным на конкурс)
 
Еще один пример работы ЦБС г. Соликамска, Пермской области.
 
Не секрет, что библиотеки на сегодняшний день, не в состоянии удовлетворить спрос всех нуждающихся в информации. Соликамские библиотекари по примеру Японии, нашли частичное решение этой проблемы. В этом городе достаточное количество населения выписывают ежегодно различные периодические издания. Прочитав газету или журнал, чаще всего прессу отправляют в мусорные контейнеры или она пылится на антресолях до очередного ремонта. Если предположить, что при хорошо организованной рекламе, любому жителю города не составит труда опустить ненужную уже газету или журнал в специально оборудованный кейс, который будет находиться не далеко от его дома или места работы. Не распроданные газеты местных СМИ также неплохое пополнение в решении этой проблемы.
 
Этот проект был назван «Народная почта». Целью его был – сбор газет и журналов с последующей передачей их социально незащищенным слоям населения, для ознакомления. Этот проект вошел в число победителей областного конкурса социальных и культурных проектов, получил поддержку областного грантодателя и акционерного общества. Были заключены партнерские соглашения с центром социальной защиты населения города, частными предпринимателями, исправительной колонией. В работе проекта приняли участие около 300 волонтеров в лице учащихся школ, техникумов, института.
 
В распространении рекламной продукции оказали поддержку Комитет по делам молодежи, местные СМИ. За время работы проекта (с 2004 года) в фонды информационных кейсов от городского населения поступило более 4150 экземпляров периодических изданий и 350 книг. Не вся периодика текущего года, но, тем не менее, все было с благодарностью принято исправительными учреждениями. Около полутора тысяч экземпляров пополнили фонды читальных залов библиотек (специальная литература по экономике и праву), 450 экземпляров пополнили фонд кейса Центра социальной защиты населения. Обновление осуществлялось два раза в месяц. Остальная пресса активно читалась жителями города. Любой желающий, не записываясь в библиотеку, пользуется услугами «Народной почты». На конец 2006 года их было более двух тысяч человек. Благодаря проекту, были налажены новые связи, укрепилось новое сознание необходимости в объединении усилий для решения социальных проблем. Работа «Народной почты» продолжается. (По материалам, присланным на конкурс).
 
Развитие социального партнерства в деятельности библиотек стало актуальным и для муниципального учреждения ЦБС г. Югорска Хантымансийского автономного округа Тюменской области. Здесь действует отработанный механизм координационных связей городских библиотек с управлением образования, учреждениями и организациями города, СМИ: телевидением «Норд» и «Югорск ТВ», городской газетой.(показ таблицы).
 
С открытием в библиотеке отдела краеведения, чтобы повысить читательскую активность, была разработана новая программа – развитие сферы информационно-краеведческого туризма «Югорск – территория мечты», которая стала победителем городского конкурса вариативных программ в сфере организации досуга и летнего отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков, молодежи группы риска. Это создание электронного путеводителя «Путешествие в «Левобережье», разработка экскурсионных маршрутов в городах Югорске, Советском, Нягани.
 
Участие в проекте позволило ребятам получить теоретические и практические знания о достопримечательностях родных мест при самостоятельной разработке маршрутов и проведении экскурсий. Это способствовало формированию социальной активности, позитивного отношения к окружающему миру и самому себе, гордости и любви к малой Родине. Поднялся престиж библиотек, их значимость в местном сообществе и у органов местной власти. (материалы на конкурс).
 
Следующий пример, наверное, типичен для многих библиотек подобного уровня. Общественные связи Баевской межпоселенческой библиотеки Алтайского края плодотворны и разнообразны, в них заинтересованы все стороны. Ведущим партнером библиотеки выступают местные власти, которые помогают формировать неопубликованные документы местной администрации, создать Центры муниципальной правовой информации. Совместно с архивом и Советом ветеранов ведется работа по поиску земляков, которые были репрессированы. Создаются различные выставки старых документов, информации о лучших земляках. Уже много лет библиотека сотрудничает с редакцией районной газеты «Голос хлебороба», раз в квартал там выделяется страничка. На всех крупных мероприятиях присутствуют корреспонденты газеты. Местная телекомпания освещает интересные мероприятия.
 
Библиосоциальная работа – одно из ведущих направлений деятельности библиотеки. Давние партнеры, без материальной поддержки которых пришлось бы туго – это Комитет по социальной защите и Центр социальной помощи семье и детям.
 
Детская школа искусств и Детский коррекционный дом сотрудничают с библиотекой в работе с детьми и детьми-инвалидами.
 
Разнообразна совместная работа с Домом культуры, где проводятся крупные массовые мероприятия. Традиционна для всех библиотек связь со школами и школьными библиотеками, составляются совместные планы. Налажены партнерские отношения с Комитетом по образованию.
 
Многие годы библиотекари сотрудничают со специалистами районной больницы, проводят мероприятия по целевой программе «Здоровый образ жизни».
 
В библиотеке организуются встречи подростков с сотрудниками Отдела внутренних дел по профилактике правонарушений. Эффективная работа библиотеки была бы невозможна без тесного сотрудничества. (По материалам на конкурс МУК «Баевская межпоселенческая библиотека» с. Баево, Алтайский край).
 
Эти примеры взяты из материалов, которые прислали библиотеки на IV Всероссийский конкурс для публичных библиотек «Современные тенденции в обслуживании читателей», тема которого была «Организация партнерства в поддержку чтения». Они подтверждение тому, что наши библиотеки постоянно работают над проблемой привлечения населения к чтению. Дело осталось за малым – эта проблема должна быть и заботой государства. Остается надеяться, что будет принята Национальная программа повышения грамотности и культуры чтения в России и библиотекам в ней будет отведено достойное место.  

Распечатать страницу ...