И.М. Ветлицына. Новый культурологический журнал «Обсерватория культуры» в профессиональном чтении специалистов культуры, науки, образования

НОВЫЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЧТЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ КУЛЬТУРЫ, НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ
И.М. Ветлицына - кандидат искусствоведения, зав. сектором НИЦ Информкультура Российской государственной библиотеки (РГБ), г. Москва.

Как известно, начиная со второй половины ХХ в., объем информации в каждой стране и в мире в целом все более возрастает, ее распространение расширяется и ускоряется, а многообразие увеличивается. В условиях быстрого формирования информационного общества модернизация России все более зависит от содержания, упорядоченности и освоенности циркулирующей здесь информации. Для современной России характерна быстрая смена социально-значимых событий, усложнение социокультурного пространства. Соответственно, намного более затрудненным стал обмен информацией между разными регионами России, между различными социальными слоями и группами, между представителями различных профессий даже в одной сфере деятельности, как, например, в культуре. Кроме того, необходимое специализированное знание не всегда своевременно доходит до массового потребителя в доступных для него формах. Да и социально-научное знание обновляется в обществе медленнее, чем это требуется в связи со скоростью изменений во внешнем мире.
 
По-своему помочь изменению сложившейся ситуации к лучшему призван новый культурологический журнал «Обсерватория культуры», который с 2004 года издает НИЦ Информкультура Российской государственной библиотеки. Как законченное периодическое издание он сложился практически уже с самых первых номеров, что обусловлено в первую очередь его концепцией. Ее определяет то, что журнал посвящен не каким-то отдельным областям и явлениям культуры, но целостному анализу мирового культурного процесса во всем многообразии срезов культурной жизни общества.
 
Подобная идеология журнала находит отражение, во-первых, в содержании публикуемых материалов, отмеченных как широтой подхода к современной социокультурной ситуации, так и глубиной ее теоретического осмысления. Однако, как известно, содержание любого периодического издания – это лишь полдела. Другая и не менее важная, а возможно, и равновеликая содержанию сторона – это форма или, говоря применительно к предмету нашего разговора, структура журнала. Она представляет собой восемь самостоятельных разделов и один сквозной раздел.
 
Первый раздел носит название «Контекст». Он посвящен актуальным проблемам культурологии и культурной антропологии. Здесь можно найти статьи, посвященные динамике творческого процесса и проблеме синтеза в художественной культуре, идеям глобализации и мультикультурализма в современной Росси и социокультурным аспектам государственной политики в обществах переходного типа.
 
Во втором разделе – «Культурная реальность» – начатый разговор с читателем продолжается скорее предметно, но в то же время, не снижая теоретической планки осмысления происходящих в современной культуре явлений. Здесь в первую очередь можно найти публикации, имеющие отношение к общим проблемам современной культуры, например, таким как культура в условиях рынка или культура как виртуальная реальность, городская культура в процессах глобализации, интерсубъективность культуры и проблемы современной концертной деятельности.
 
В третьем разделе – «В пространстве искусства и культурной жизни», публикуются материалы, имеющие отношение к культурной политике и экономике культуры, а также документы международных организаций, в частности ЮНЕСКО. Кроме того, на страницах этого раздела также можно найти статьи и обзоры, посвященные крупнейшим явлениям современной культуры, юбилейным датам, инновационным проектам отечественных и зарубежных музеев, театров. Постоянное и пристальное внимание в этом разделе уделяется тому, что происходит в культуре и искусстве бывших республик СССР. Только по перечислению направлений статей и публикаций третьего раздела уже можно сделать вывод о том, что его тематический охват необычайно широк.
 
Название четвертого раздела «Наследие» говорит само за себя. Здесь читателя ждет знакомство с многочисленными проблемами мирового культурного наследия, такими как прошлое и настоящее университетских музеев в России и за рубежом, современное состояние банковских коллекций, бытование культурных ценностей в современном информационном пространстве, сохранение культурного наследия в Японии в сравнении с российскими проблемами, опыт Великобритании в сохранении культурного наследия, история музейных коллекций оружия и многие другие не менее интересные публикации.
 
Пятый раздел журнала – «Имена. Портреты». Его авторы – научные сотрудники НИЦ Информкультура. В их чрезвычайно интересных материалах глубокий анализ творческой личности того или иного деятеля культуры: музыканта, артиста, режиссера, балетмейстера, писателя, шоумена сочетается с занимательностью и полнотой изложения.
 
Шестой раздел – «Кафедра» – это трибуна вузовских преподавателей культурологии, где они имеют возможность высказаться и обменяться опытом. За два года существования журнала в этом разделе было опубликовано немало интересных материалов, касающихся теории и практики преподавания в вузах культурологи, различных инновационных проектов вузовского преподавания гуманитарных дисциплин, обсуждения проблем присоединения российской высшей школы к Болонской конвенции и многие другие вопросы.
 
Надо сказать, что на фоне уже перечисленной тематики наиболее скромное место в журнале занимают сюжеты, посвященные многочисленным проблемам отечественных и зарубежных библиотек. Отчасти это связано с существованием специального профессионального издания – журнала «Библиотековедение». Однако, будучи журналом, учредитель которого – РГБ, «Обсерватория культуры» не может не уделять особого внимания книге. Именно ей посвящен седьмой раздел – «Orbis litterarum», где публикуются рецензии на наиболее интересные книги по культуре и искусству, а также обзоры новинок книжной и журнальной продукции.
 
И, наконец, восьмой, заключительный раздел журнала – «Связь времен». Это раздел появился в журнале не сразу. Открывая его лишь в третьем номере в 2004 году, редакция «Обсерватории культуры», прежде всего, задавалась вопросом – какой может быть центральная или сквозная тема, объединяющая его материалы? В целом такую роль здесь играет тема «человек в истории». Все, что относится к человеку, несомненно, относится и к культуре, а потому может быть предметом культурологического рассмотрения. Помещая человека в контекст, в русло истории, и все, касающееся таким образом истории, можно отнести к законным интересам культурологического анализа, не вторгаясь при этом в компетенцию исторических наук и не нарушая их правил рассмотрения истории.
 
И еще. Называя число разделов журнала, я в самом начале упомянула о сквозном разделе, который сопутствует практически всем основным рубрикам журнала. Он называется «Телескоп», и название это говорит само за себя. Его задача – подать информацию емко и крупным планом, что, как мы надеемся, помогает читателю сфокусировать свое внимание на определенном явлении культуры или событии художественной жизни.
 
Вместе с тем, если разделы журнала – это его некая константа, то рубрики внутри разделов, как правило, подвижны, поскольку одна из приоритетных задач издания – это отражение происходящих в мировой культуре и художественной жизни процессов в таком быстро меняющемся и нередко противоречивом мире. В то же время наряду с тематическим многоцветьем практически сквозным в журнале сало освещение с разных точек зрения ряда определенных тематических направлений.
 
Изначально журнал виделся его создателям как трибуна для разных точек зрения, для возможности высказаться на его страницах представителям разных школ и направлений, причем не только столичных, но и региональных. Это позволяет дать объективную картину состояния отечественной научной мысли в сфере гуманитарного знания. Продолжая традиции предшествующей журналу информационно-аналитической периодики, издаваемой Информкультурой, «Обсерватория культуры» также ставит своей задачей наиболее широко охватить доступный пласт иностранных источников. Это отличает журнал от аналогичных изданий, позволяет специалистам проводить сравнительный анализ культур, дает возможность теоретикам и практикам не замыкаться на локальных проблемах, а использовать международный опыт для выбора стратегических направлений в развитии науки о культуре во всем многообразии методов и подходов.
 
Сегодня уже смело можно говорить о том, что в жесткой конкуренции современных периодических изданий по культурологии журнал «Обсерватория культуры» занял свое достойное место. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы специалистов в сфере культуры, а также то, что в 2007 году журнал обрел новый научный статус. Он был включен в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук», сформированный Высшей аттестационной комиссией (ВАК), Министерства образования и науки РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 2006 г. № 227. Издание рекомендовано экспертным советам по философии, социологии и культурологии.
 
За четыре года своего существования журнал прошел многочисленные презентации в научных областных библиотеках Йошкар-олы и Архангельска, на конференциях в Российском государственном гуманитарном университете и и Российской государственной библиотеке по искусству, а также на симпозиуме «Время культурологии», организованном Российским институтом культурологии, а также в рамках других научных собраний.
 
Сегодняшний читатель журнала разнообразен по своей профессиональной ориентации, а география растпространения «Обсерватории культуры» весьма обширна: Сахалин и Архангельск, Владивосток и Орел, Екатеринбург и Саратов, Курган и Смоленск, Казань и Тула, Тюмень, Хабаровск, Ставрополь… Перечисление городов можно было бы продолжить.
 
Журнал можно найти на полках многих центральных областных и национальных библиотек российских регионов. Его выписывают краевые научно-методические центры, Государственные институты культуры, художественные музеи, областные управления культуры, Санкт-Петербургская консерватория и другие учреждения культуры России.
 
Представляя вам сегодня журнал «Обсерватория культуры», его редакция надеется, что вы станете не только его преданными читателями, но и авторами, и мы совместными усилиями будем познавать и осмыслять многоликое явление по имени Культура.  

Распечатать страницу ...