ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА
О.В. Бакина - зам. начальника управления культуры и художественного образования - начальник отдела организационно-творческой работы Департамента культуры и искусства Кировской области, г. Киров.

О важности и актуальности вопросов взаимодействия органа исполнительной власти сферы культуры со средствами массовой информации в контексте развития информационно-культурной среды региона говорится во многих основополагающих документах по разработке и реализации государственной политики в сфере культуры. В частности, в "Основных направлениях государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций
в Российской Федерации до 2015 года "Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года" утверждены приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации 07.07.2006. " одним из основных направлений названо "сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России". Безусловно, единое информационно - культурное пространство России базируется на информационно-культурной среде регионов и требует единых подходов в выборе методов и средств органов исполнительной власти по взаимодействию с общественностью.
 
По словам авторов учебного пособия "Связи с общественностью. Теория и практика" Чумикова и Бочарова, "Паблик-рилейшнз (связи с общественностью) - весьма богатое по числу данных ему "имен" понятие. Когда в 1975 году один из американских фондов предпринял глубокое исследование данной темы, было выявлено около 500 определений PR. Участники исследования не ограничились простыми подсчетами, а тщательно проанализировали собранные материалы и вывели свое, синтезированное определение, которое заключалось в следующем: "Паблик рилейшнз" - это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью, решению различных проблем и задач; помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него, быть готовым к любым переменам и использовать их наиболее эффективно; определяет главную задачу руководства - служить интересам общественности... Чумиков А.Н., М.П. Бочаров. Связи с общественностью. Теория и практика. М., 2006. С.23. ".
 
Уточним, что "общественность - это внутренняя и внешняя социальная среда некоторой организации или проекта. Данная среда разбивается на такие категории, как персонал фирмы (организации - О.Б.), члены общественного образования, партнеры и оппоненты, реальные и потенциальные потребители товаров и услуг некоторой организации, причем эти товары и услуги могут выступать как в виде материализованных предметов, так и принимать форму лидеров, программ, идей и т.д.
 
Действия, направленные на гармонизацию взаимоотношений между элементами среды, и составляют смысл понятия "связи". Следует подчеркнуть, что эти связи, реализуемые преимущественно через средства массовой информации (СМИ), призваны оказывать целенаправленное влияние на общественное мнение в определенных интересах Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. М.: Академический проект, 2005, с.21. ". "В одной из первых диссертаций, посвященных обозначенной проблематике (PR в органах государственной власти - О.Б.),
автор Савинова О.Н. Власть и общество: деятельность служб по связям с общественностью в российских региональных органах управления: Дис.д-ра полит.наук. М., РАГС,1998. , тогда вице-губернатор Нижегородской области, О. Савинова сделала важное заявление о том, что "функции государства с неизбежностью включают функции управления связями с общественностью ("паблик рилейшнз"), порождают специальные государственные и муниципальные структуры, призванные оптимизировать эти связи, соотносить их с управленческими целями органов власти Цит. по: Чумиков А.Н., М.П. Бочаров. Связи с общественностью. Теория и практика. М., 2006. С.527. ".
 
"По мнению О. Савиновой, управление, не обогащенное структурами и знаниями в области "паблик рилейшнз", инерционно воспроизводит типы и характер принятия политических решений в духе административно-командной системы. И наоборот: наличие таких знаний и структур в большой степени способствуют созданию модели "открытой", "отзывчивой" бюрократии, обладающей высокой степенью адаптивности к изменяющимся условиям". Опираясь на службы по связям с общественностью, государственная власть в более полной мере использует свои "информационные, коммуникативные возможности, обеспечивает не дискретные (прерывные) сигналы обратной связи, а устойчивую, планомерную и репрезентативную информационно-коммуникативную деятельность, определяющую эффективность
всего управленческого процесса Чумиков А.Н., М.П. Бочаров. Связи с общественностью. Теория и практика. М., 2006. С.527. ".
 
На каких же принципах строится управленческий процесс конкретного органа исполнительной власти - департамента культуры и искусства Кировской области?
 
Департамент уже в течение 3-х лет реализует внедрение в сферу культуры современных методов бюджетирования, ориентированных на общественно значимый результат. За это время разработан и утвержден Перечень бюджетных услуг в области культуры, искусства и средств массовой информации, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении. Проведен мониторинг законодательных норм, устанавливающих требования к качеству бюджетных услуг. Проведен мониторинг оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг в натуральном и стоимостном выражении. Разработан и утвержден региональный стандарт "Качество предоставления услуг в области культуры, искусства и средств массовой информации". Разработан и утвержден Перечень индикаторов качества предоставления бюджетных услуг в сфере культуры, искусства и средств массовой информации.
 
Специалистами департамента совместно с руководителями подведомственных учреждений в 2006 году были разработаны 8 ведомственных целевых программ по всем направлениям деятельности на период с 2007 по 2009 гг.:
 
- "Организация библиотечного обслуживания населения областными библиотеками", - "Деятельность государственных музеев в Кировской области", - "Охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Кировской области", - "Обеспечение дополнительного художественно-эстетического образования, подготовка и повышение квалификации кадров для учреждений культуры Кировской области", - "Государственная поддержка в сфере культуры", - "Организация и поддержка народного творчества", - "Организация и поддержка областных театров", - "Организация и поддержка областных концертных организаций".
 
В структуре ВЦП представлены программные мероприятия, ресурсное обеспечение реализации программ, характеристика деятельности областных учреждений культуры и искусства на момент начала реализации Программ и планируемые результаты их деятельности, индикаторы качества предоставления услуг населению, общая оценка достижения целей Программ и их вклад в достижение стратегической цели регионального развития. Все программы одобрены
распоряжением Правительства области Распоряжение Правительства Кировской области от 28.06.2006 № 175 "Об одобрении Перечня проектов ведомственных целевых программ, предлагаемых к финансированию из областного бюджета". . На основании приказов главы департамента во всех областных учреждениях культуры и искусства проводятся проверки соответствия качества фактически предоставляемых
бюджетных услуг стандарту качества "Об утверждении стандартов качества предоставления бюджетных услуг". Постановление Правительства Кировской области от 7 июня 2005 г. N 35/126 (в ред. постановления Правительства Кировской области от 28.03.2006 N 55/48). . Одним из важных показателей качества предоставляемых услуг является информирование населения о деятельности учреждений, о предоставляемых ими услугах. Учитывая, что СМИ являются самыми эффективными средствами распространения информации, основным каналом воздействия PR-технологий, взаимодействие с ними органа исполнительной власти, учреждений культуры и искусства является одной из задач по развитию единой культурно-информационной среды региона.
 
Для решения этой задачи издано Распоряжение Правительства Кировской области от 10.08.2004 № 243 "Об улучшении информирования населения и повышении эффективности взаимодействия Правительства области и иных органов исполнительной власти области со средствами массовой информации В ред. распоряжений Правительства Кировской области от 11.05.2005 № 139, от 06.07.2006 № 182. ". Согласно этому документу заместителям Председателя Правительства области, руководителям управлений, департаментов, комитетов при Правительстве области и Кировской области поручено: в соответствии с планом мероприятий Правительства области регулярно информировать жителей области через средства массовой информации о своей деятельности. На основании этого документа во всех структурах определены ответственные работники, осуществляющие функции пресс-секретарей. В их обязанностях - взаимодействие со СМИ, с пресс-центром Правительства области. Распоряжением Правительства Кировской области введен Перечень информации, предоставляемой еженедельно в пресс-центр Правительства области Распоряжение Правительства Кировской области от 11.05.2005 N 139. . Еще одно Постановление Правительства Кировской области - от 17.05.2005 № 34/121 "Об Интернет-сайте Правительства Кировской области" регламентирует представление департаментами информации для размещения на сайте.
 
На сайте Правительства департамент имеет свой раздел "Культура Кировской области", раздел "Учреждения культуры", где каждое учреждение располагает своей страницей и где ежемесячно обновляется "Афиша культурных событий".
 
На основании приказа главы департамента (от 20.11.2005 № 516) "Об улучшении информирования населения о предоставлении услуг в области культуры, искусства", изданным в целях повышения эффективности взаимодействия департамента культуры и искусства Кировской области, подведомственных ему областных государственных учреждений культуры и искусства со средствами массовой информации, информационного освещения деятельности учреждений культуры на Интернет-сайте Правительства Кировской области, обеспечения права жителей области на своевременное и достоверное получение информации о предоставляемых услугах отрасли культура в учреждениях назначены ответственные работники для осуществления функций пресс-секретарей, которые еженедельно представляют пресс-секретарю департамента расширенные пресс-релизы о состоявшихся значимых мероприятиях прошедшей недели и анонсы планируемых мероприятий будущей недели. Еженедельно на основании планов работы департамента и подведомственных ему учреждений культуры и искусства составляется план информационной работы департамента культуры и искусства Кировской области.
 
Вся поступающая информация аккумулируется пресс-секретарем департамента в еженедельных пресс-релизах, рассылаемых пресс-центром Правительства области во все областные и районные СМИ. Еженедельно в субботу на "Радио России" главой департамента или его заместителями делается обзор значимых культурных событий, комментарий важных событий. Рассылка пресс-релизов, проведение пресс-конференций на площадке пресс-центра и в учреждениях, еженедельные радиообзоры, а по сути - создание вертикали информационной деятельности позволило департаменту сконцентрировать работу по взаимодействию с печатными и электронными СМИ в общем контексте информационно-культурного развития региона.
 
Анализируя данные мониторинга печатных и электронных СМИ региона (а такой мониторинг проводится ежедневно, фиксируется в сводной таблице за месяц) можно сделать вывод о постоянном наличии в информационном поле сведений о происходящих в области культурных событиях. Количество информационных поводов в СМИ колеблется от 40 до 45 в квартал. Однако, данные мониторинга говорят и о том, что наблюдается дефицит аналитических материалов, предметом которых являлись бы, к примеру, проблемные для отрасли культуры темы. Думается, этот факт в ближайшей перспективе послужит основанием для концептуальных уточнений плана информационной работы департамента и станет предметом обсуждения
на одном из семинаров В первом полугодии состоялся семинар с пресс-секретарями на базе учебно-методического центра повышения квалификации работников культуры и искусства и практическое занятие на базе областного художественного музея, где пресс-секретари знакомились с опытом работы этого, успешно осуществляющего связи с общественностью, учреждения. , ежеквартально проводимых для пресс-секретарей учреждений культуры области.
 
С другой стороны, проблемные материалы - это область журналистики, а не связей с общественностью. По мнению петербургских ученых, "основные цели PR-текста - информирование и создание (а иногда и поддержание) оптимальной коммуникационной среды базисного субъекта PR - достигаются через описание предмета или установление причинно-следственных связей события, процесса, ситуации. Оценка действительности как целеустановка PR-текста заложена в его глубинной сущности: PR-текст всегда дает оптимизированную оценку предмета его отображения Кривоносов А.Д. PR-текст как инструмент публичных коммуникаций. Автореф. дисс. на соиск. уч.степ. доктора филолог. наук. СПб,.2002. С.24. ".
 
Но этот спорный вопрос требует своего дальнейшего изучения и является темой уже не этого выступления.  

Распечатать страницу ...