О важности и актуальности вопросов взаимодействия органа исполнительной власти сферы культуры со средствами массовой информации в контексте развития информационно-культурной среды региона говорится во многих основополагающих документах по разработке и реализации государственной политики в сфере культуры. В частности, в "Основных направлениях государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций
в Российской Федерации до 2015 года
По словам авторов учебного пособия "Связи с общественностью. Теория и практика" Чумикова и Бочарова, "Паблик-рилейшнз (связи с общественностью) - весьма богатое по числу данных ему "имен" понятие. Когда в 1975 году один из американских фондов предпринял глубокое исследование данной темы, было выявлено около 500 определений PR. Участники исследования не ограничились простыми подсчетами, а тщательно проанализировали собранные материалы и вывели свое, синтезированное определение, которое заключалось в следующем:
"Паблик рилейшнз" - это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью, решению различных проблем и задач; помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него, быть готовым к любым переменам и использовать их наиболее эффективно; определяет главную задачу руководства -
служить интересам общественности...
Уточним, что "общественность - это внутренняя и внешняя социальная среда некоторой организации или проекта. Данная среда разбивается на такие категории, как персонал фирмы (организации - О.Б.), члены общественного образования, партнеры и оппоненты, реальные и потенциальные потребители товаров и услуг некоторой организации, причем эти товары и услуги могут выступать как в виде материализованных предметов, так и принимать форму лидеров, программ, идей и т.д.
Действия, направленные на гармонизацию взаимоотношений между элементами среды, и составляют смысл понятия "связи". Следует подчеркнуть, что эти связи, реализуемые преимущественно через средства массовой информации (СМИ), призваны оказывать целенаправленное влияние на
общественное мнение в определенных интересах
автор
"По мнению О. Савиновой, управление, не обогащенное структурами и знаниями в области "паблик рилейшнз", инерционно воспроизводит типы и характер принятия политических решений в духе административно-командной системы. И наоборот: наличие таких знаний и структур в большой степени способствуют созданию модели "открытой", "отзывчивой" бюрократии, обладающей высокой степенью адаптивности к изменяющимся условиям". Опираясь на службы по связям с общественностью, государственная власть в более полной мере использует свои "информационные, коммуникативные возможности, обеспечивает не дискретные (прерывные) сигналы обратной связи, а устойчивую, планомерную и репрезентативную информационно-коммуникативную деятельность, определяющую эффективность
всего управленческого процесса
На каких же принципах строится управленческий процесс конкретного органа исполнительной власти - департамента культуры и искусства Кировской области?
Департамент уже в течение 3-х лет реализует внедрение в сферу культуры современных методов бюджетирования, ориентированных на общественно значимый результат. За это время разработан и утвержден Перечень бюджетных услуг в области культуры, искусства и средств массовой информации, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении. Проведен мониторинг законодательных норм, устанавливающих требования к качеству бюджетных услуг. Проведен мониторинг оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг в натуральном и стоимостном выражении. Разработан и утвержден региональный стандарт "Качество предоставления услуг в области культуры, искусства и средств массовой информации". Разработан и утвержден Перечень индикаторов качества предоставления бюджетных услуг в сфере культуры, искусства и средств массовой информации.
Специалистами департамента совместно с руководителями подведомственных учреждений в 2006 году были разработаны 8 ведомственных целевых программ по всем направлениям деятельности на период с 2007 по 2009 гг.:
- "Организация библиотечного обслуживания населения областными библиотеками",
- "Деятельность государственных музеев в Кировской области",
- "Охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Кировской области",
- "Обеспечение дополнительного художественно-эстетического образования, подготовка и повышение квалификации кадров для учреждений культуры Кировской области",
- "Государственная поддержка в сфере культуры",
- "Организация и поддержка народного творчества",
- "Организация и поддержка областных театров",
- "Организация и поддержка областных концертных организаций".
В структуре ВЦП представлены программные мероприятия, ресурсное обеспечение реализации программ, характеристика деятельности областных учреждений культуры и искусства на момент начала реализации Программ и планируемые результаты их деятельности, индикаторы качества предоставления услуг населению, общая оценка достижения целей Программ и их вклад в достижение стратегической цели регионального развития.
Все программы одобрены
распоряжением Правительства области
бюджетных услуг стандарту качества
Для решения этой задачи издано Распоряжение Правительства Кировской области от 10.08.2004 № 243 "Об улучшении информирования населения и повышении эффективности взаимодействия Правительства области и иных органов исполнительной власти области
со средствами массовой информации
На сайте Правительства департамент имеет свой раздел "Культура Кировской области", раздел "Учреждения культуры", где каждое учреждение располагает своей страницей и где ежемесячно обновляется "Афиша культурных событий".
На основании приказа главы департамента (от 20.11.2005 № 516) "Об улучшении информирования населения о предоставлении услуг в области культуры, искусства", изданным в целях повышения эффективности взаимодействия департамента культуры и искусства Кировской области, подведомственных ему областных государственных учреждений культуры и искусства со средствами массовой информации, информационного освещения деятельности учреждений культуры на Интернет-сайте Правительства Кировской области, обеспечения права жителей области на своевременное и достоверное получение информации о предоставляемых услугах отрасли культура в учреждениях назначены ответственные работники для осуществления функций пресс-секретарей, которые еженедельно представляют пресс-секретарю департамента расширенные пресс-релизы о состоявшихся значимых мероприятиях прошедшей недели и анонсы планируемых мероприятий будущей недели. Еженедельно на основании планов работы департамента и подведомственных ему учреждений культуры и искусства составляется план информационной работы департамента культуры и искусства Кировской области.
Вся поступающая информация аккумулируется пресс-секретарем департамента в еженедельных пресс-релизах, рассылаемых пресс-центром Правительства области во все областные и районные СМИ. Еженедельно в субботу на "Радио России" главой департамента или его заместителями делается обзор значимых культурных событий, комментарий важных событий. Рассылка пресс-релизов, проведение пресс-конференций на площадке пресс-центра и в учреждениях, еженедельные радиообзоры, а по сути - создание вертикали информационной деятельности позволило департаменту сконцентрировать работу по взаимодействию с печатными и электронными СМИ в общем контексте информационно-культурного развития региона.
Анализируя данные мониторинга печатных и электронных СМИ региона (а такой мониторинг проводится ежедневно, фиксируется в сводной таблице за месяц) можно сделать вывод о постоянном наличии в информационном поле сведений о происходящих в области культурных событиях. Количество информационных поводов в СМИ колеблется от 40 до 45 в квартал. Однако, данные мониторинга говорят и о том, что наблюдается дефицит аналитических материалов, предметом которых являлись бы, к примеру, проблемные для отрасли культуры темы. Думается, этот факт в ближайшей перспективе послужит основанием для концептуальных уточнений плана информационной работы департамента и станет предметом обсуждения
на одном из семинаров
С другой стороны, проблемные материалы - это область журналистики, а не связей с общественностью. По мнению петербургских ученых, "основные цели PR-текста - информирование и создание (а иногда и поддержание) оптимальной коммуникационной среды базисного субъекта PR - достигаются через описание предмета или установление причинно-следственных связей события, процесса, ситуации. Оценка действительности как целеустановка PR-текста заложена в его глубинной сущности: PR-текст всегда дает оптимизированную
оценку предмета его отображения
Но этот спорный вопрос требует своего дальнейшего изучения и является темой уже не этого выступления.