Т.И. Лаптева. Росинформкультура в информационном пространстве науки, образования, культуры

РОСИНФОРМКУЛЬТУРА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ
Т.И. Лаптева - зав. НИЦ Информкультура Российской государственной библиотеки (РГБ), г. Москва.

Свое сообщение я хотела бы начать с напоминания о том, что первое всероссийское совещание руководителей служб информации по культуре и искусству состоялось здесь – в столице Чувашии Чебоксарах, в первых числах июня теперь уже далекого 1993 года. Время было нелегкое, время резких перемен и сломов. Нужно было иметь большую смелость, чтобы в тех тяжелейших условиях решиться принять коллег из разных регионов России. И какой это был прием – радушный, сердечный, прекрасно организованный. Коллектив библиотеки и ее тогдашний директор Зинаида Васильевна Андреева, при поддержке Министерства культуры и национальных отношений, при дружеской помощи коллег из республиканского дома народного творчества сумели не только создать комфортные условия для работы совещания, но и познакомить его участников с культурой Чувашии, с ее талантливыми представителями.
 
Совещание, посвященное проблемам создания системы информационного обеспечения культурной деятельности, стало едва ли не первым всероссийским библиотечным форумом в условиях новой России. Недаром в Чебоксары приехали тогда не только сотрудники информационных служб по культуре и искусству, но и ряд директоров универсальных научных библиотек. И что характерно: всех волновал не столько вопрос, как выживать библиотекам в условиях общего экономического кризиса, но обсуждался вопрос о том, как и в каком направлении развиваться.
 
Именно тогда впервые заговорили о том, что универсальные научные библиотеки, располагая большим информационным и интеллектуальным потенциалом, должны стать основными информационными центрами в своих регионах, и тем самым сделать решительный шаг навстречу информационному обществу. Тогда же был определен курс на сохранение и развитие российской части той системы научной информации по культуре и искусству, которая сформировалась в конце 70-х годов прошлого столетия под эгидой Министерства культуры СССР на базе универсальных научных, специальных и массовых библиотек.
 
Напомню, что начало отраслевой системе научной информации было положено в 1972 г. созданием в Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина Информационного центра по культуре и искусству (Информкультура) в статусе центрального отраслевого органа информации Министерства культуры СССР.
 
В скором времени соответствующие информационные подразделения появляются в республиканских, краевых и областных библиотеках. Выбор универсальных библиотек в качестве претендентов на роль информационных служб объяснялся, прежде всего, широким профилем их комплектования, который давал возможность охватить в информационной работе все направления и аспекты такого интегрального и всепроникающего явления как культура.
 
В 1980-е годы всего за несколько лет в стране был налажен отраслевой библиографический учет литературы по вопросам культуры и искусства, выстроена система информационных изданий, специалисты отрасли культуры получили возможность осваивать структурированные массивы информации, в достаточно полной мере отражавшие современный уровень отраслевого знания.
 
Так в библиотечной среде сформировалось направление научно-информационной деятельности, объектом приложения которой стали, прежде всего, учреждения сферы культуры, что объяснялось ведомственным характером системы. Но уже на первом совещании в Чебоксарах речь пошла о преодолении отрицательных последствий «ведомственного подхода» за счет выхода в информационной работе на широкую социокультурную и гуманитарную проблематику, о необходимости предложения информационных продуктов и услуг новым категориям потребителей, в первую очередь в сфере образования и гуманитарной науки.
 
В последовавшее десятилетие эти идеи воплотились в жизнь. Система информационной деятельности, получившая наименование Росинформкультура, заняла свое, вполне определенное, место в информационном поле культуры, науки и образования.
 
Сегодня на региональном уровне в составе Росинформкультуры функционируют 74 службы научной информации по культуре и искусству, их них шесть – в статусе специализированных центров (в национальных библиотеках Республики Татарстан и Республики Саха-Якутия, в центральных региональных универсальных библиотеках Пермского края, Кировской, Челябинской и Курганской областей). Все другие имеют статус секторов: часть из них находятся в прямом подчинении заместителю директора библиотеки, другие работают в составе информационно-библиографических отделов, в некоторых случаях – отделов по искусству.
 
В службах информации Росинформкультуры работают в основном специалисты с высшим библиотечным образованием. Более половины из них имеют стаж работы свыше пяти лет, а около 15 % проработали в службах информации по культуре 15–20 лет.
 
Нужно отметить, что региональные библиотеки не имеют возможности направлять в информационные службы сколько-нибудь значительные кадровые резервы. В этой связи приобретает особое значение координация и взаимодействие различных отделов библиотек в выполнении усложнившихся сегодня информационных функций, связанных, в том числе с информационным обеспечением региональных программ развития культуры. И конечно, огромное, если не решающее значение имеют профессиональный уровень и преданность делу. Как тут не вспомнить и не высказать слова благодарности бессменным и преданным Росинформкультуре многие годы информационным труженикам. В их числе – заведующие секторами научной информации Ирина Павловна Гурьева из Архангельска, Людмила Кузьминична Редько из Владивостока, Дамира Рашитовна Фахрутдинова из Казани, Светлана Николаевна Воротникова из Пензы, Ирина Вениаминовна Мальщукова из Перми, Евгения Михайловна Моисеева из Пскова, Галина Иосифовна Поташникова из Самары, Елена Михайловна Тумарева из Смоленска, Галина Александровна Зиновьева из Ульяновска, Наталья Васильевна Харитонова, зав. Информационно-ресурсным центром «Культура» Челябинской областной научной библиотеки, Галина Федоровна Кочкарина, заведующая информационно-библиографическим отделом Национальной библиотеки Республики Татарстан.
 
При подготовке нынешнего совещания Информкультура провела анкетный опрос служб информации с целью изучения состояния информационного обеспечения культурной деятельности в регионах России. Данные, полученные в результате проведенного анализа ответов на вопросы анкеты, подтвердили, что библиотеки-участницы Росинформкультуры достаточно активны в этих процессах. Выявились и лидеры. Со времени 5-го Всероссийского совещания заметно вырос уровень информационной работы служб информации по культуре Алтайской, Приморской и Пермской краевых библиотек, Архангельской и Челябинской областных библиотек. Плодотворно работают СНИКИ Смоленской, Ульяновской, Омской, Пензенской, Мурманской, Чувашской, Самарской, Псковской библиотек. Немало интересных «информационных дел» у информационных служб Владимирской, Липецкой, Белгородской областных библиотек.
 
Главная задача региональных служб информации – основного звена Росинформкультуры – информационная поддержка развития культуры в регионах и региональной культурной политики – реализуется с использование всех современные форм и методов информационного обеспечения. Формируются фонды неопубликованных документов и БД библиографической, адресно-фактографической и полнотекстовой информации. Службы информации, входящие в Росинформкультуру, выпускают свыше 350 названий печатных и электронных информационных изданий. В проблемно-ориентированных библиографических справочниках, информационных бюллетенях, дайджестах находят отражение основные тенденции развития культуры и искусства в РФ и за рубежом.
 
Комплексное и мобильное информационное обслуживание различных групп пользователей осуществляется в режимах избирательного распространения информации и «запрос-ответ». По запросам предоставляются оригиналы или копии опубликованных и неопубликованных материалов, мультимедийная и прочая электронная информация, услуги Интернета. Пользователям также предлагаются массовые формы обслуживания: книжные и информационные выставки, обзоры, лекции и дни информации, информационное сопровождение культурных мероприятий и акций и др.
 
В создании электронных изданий и разнообразных интернет-ресурсов участвуют не только федеральные, но и региональные службы Росинформкультуры. Этому способствуют проводимые Информкультурой смотры-конкурсы на лучший электронный продукт по культуре и искусству.
 
Организуя в рамках предыдущего всероссийского совещания в Смоленске в 2004 г. первый смотр-конкурс электронных ресурсов, мы, зная уровень компьютеризации наших служб, не рассчитывали на высокий уровень представляемых продуктов. И были рады, что ошиблись: оказалось, что в последние годы многие региональные службы информации не только предоставляют доступ к тем или иным электронным ресурсам, но в сотрудничестве с другими учреждениями и организациями, причем не только сферы культуры, создают собственные.
 
Очень часто именно библиотеки выступают инициаторами создания корпоративных проектов, направленных на сохранение и продвижение средствами электронных изданий культуры своих регионов.
 
Ярким подтверждением этого тезиса стал Фестиваль электронных ресурсов в рамках Зонального совещания в г. Архангельске (2006 г.) и результаты второго этапа Смотра-конкурса электронной продукции России. На фестивале в Архангельске были показаны двадцать информационных продуктов, отражающих разные стороны современной культуры и доступные как в сетевом, так и в локальном режимах. Все представленные продукты были отличного качества и создавались учреждениями не только регионального, но и муниципального уровня. И многие из них – совместными усилиями нескольких организаций. Особенно ярко выявилась потребность в объединении интернет-ресурсов внутри регионов и, прежде всего, в форме web-порталов. На фестивале был представлен и высоко оценен портал «Культура Вологодской области». В очень содержательном докладе зав. СНИКИ Архангельской областной научной библиотеки Ирины Гурьевой «Культура и искусство Архангельской области в электронной информационной среде: результаты пилотного исследования» был сделан вывод о необходимости такого объединения к тому времени уже многочисленных электронных ресурсов, посвященных культуре Архангельского региона. И в этом году уже имеется результат. На нашем совещании Ирина Павловна выступит с сообщением о веб-портале «Культурное наследие Архангельского Севера».
 
В последний день нашего совещания будут подведены итоги 2-го этапа смотра-конкурса электронной продукции служб информации по культуре и искусству. Еще до объявления его результатов могу сказать, что большинство из представленных продуктов отличного качества. При этом надо отметить, что дипломанты в номинации «Электронные издания» представили очень интересные работы именно благодаря участию в их разработке целых коллективов участников, глубоко заинтересованных в популяризации традиций народной культуры средствами мультимедийных изданий, позволяющих соединять в одном ресурсе текст, изобразительный ряд и звук. Понятно, что как накопленные в фондах универсальных научных библиотек документальные источники информации, так и создаваемые в библиотеках электронные ресурсы – различные базы данных (библиографические, фактографические) на СД, научные и информационные диски – могут служить прекрасной основой для создания мультимедийных дисков.
 
К сожалению, исчерпывающей информации об издаваемых в библиотеках дисках, пока нет. В то же время, выполняя в позапрошлом году задание Федерального агентства по культуре и кинематографии, мы получили от ряда библиотек списки не только печатных, но и электронных изданий. Вся полученная информация была размещена на сайте Информкультуры в «Каталоге изданий региональных универсальных библиотек», всего – более тысячи записей. Полагаю, что стоит подумать об актуализации этого ресурса и включении в него информации об электронных изданиях библиотек.
 
Здесь уместно также вспомнить и о медленно, но уверенно продвигающемся корпоративном проекте Росинформкультуры «Создание Сводного электронного каталога неопубликованных документов по культуре и искусству». В справочно-информационных фондах региональных служб информации и в самой Информкультуре накоплен значительный фонд неопубликованных документов, создававшихся и продолжающих создаваться в учреждениях и организациях культуры России. Реализация этого проекта позволит значительно повысить эффективность использования отраслевого распределенного справочно-информационного фонда неопубликованных документов, представляющего значительную ценность для информационно-документального обслуживания запросов специалистов сферы культуры.
 
С учетом тематики нашего совещания, особый интерес представляют данные о направлениях взаимодействия в процессе информационной деятельности по культуре и искусству, как с учреждениями культуры, так и с образовательной сферой. Как следует из ответов, полученных в ходе проведенного Информкультурой опроса, круг постоянных пользователей наших информационных служб расширился за счет специалистов сферы образования – преподавателей непрофильных вузов, сотрудников центров гуманитарного образования. Впечатляющий пример представляет собой деятельность информационной службы Приморской государственной публичной библиотеки по информационному обслуживанию преподавателей дисциплин социогуманитарного цикла на основе долгосрочных совместных проектов с вузами Владивостока.
 
Завершая краткий обзор деятельности Росинформкультуры, должна оговориться, что наше знание о состоянии дел в региональном звене достаточно фрагментарно. В основном оно основано на информации, которая содержится в выступлениях на проводимых нами семинарах и совещаниях, в ходе смотров-конкурсов информационной продукции. Но этого явно не достаточно. Ведь есть сегмент регионов, которые никогда не были представлены ни на одном из мероприятий Росинформкультуры. А на предложение Информкультуры использовать ее сайт для информирования коллег о собственном опыте работы, о событиях и фактах, связанных с их повседневной работой, за последние три года откликнулись всего десять служб. И это несмотря на то, что на сайте в разделе «Росинформкультура» заведены специальные рубрики «Новости» и «Внимание – опыт». Все это не дает возможности выявления тенденций, проблем, успехов и недочетов, т. е. создания достоверной диагностики Росинформкультуры. Думаю, что сегодня назрела необходимость проведения полноценного социологического исследования процессов, происходящих в Росинформкультуре.
 
Несколько слов о месте и роли НИЦ Информкультура в информационном пространстве культуры, науки и образования. Более детальное представление о ее деятельности, информационных продуктах и услугах Вы сможете получить во второй половине сегодняшнего заседания из сообщений моих коллег. В эти дни Научно-информационному центру Информкультура исполняется 35 лет. Сегодня Информкультура – один из ведущих научно-информационных центров страны, создающий информационную и документальную базу научных исследований в области культуры и искусства, оказывающий информационную поддержку органам управления, организациям и учреждениям культуры, содействующий повышению профессионального и культурного уровня работников образования и культуры.
 
Роль Информкультуры в Росинформкультуре состоит не столько в организационном и методическом руководстве, сколько в том, что, превосходя все региональные службы по полноте доступных ей информационно-документальных источников, по кадровым и технологическим возможностям, Информкультура создает базовые информационные ресурсы, которые дифференцированно используются информационными службами в соответствии с теми или иными информационными запросами их потребителей.
 
В своей деятельности и Информкультура, и региональные службы информации всегда обращались к читателю-профессионалу, исходя из того, что динамичное развитие культуры в стране невозможно без столь же стремительного профессионального роста ее работников. И такая ориентация Росинформкультуры сегодня важна как никогда раньше, поскольку нарастает «нечтение» профильной специальной литературы. Снижение востребованности «высокой», наиболее сложной и инновационной профессиональной литературы даже в научных библиотеках – это тревожная тенденция. Она становится препятствием на пути качественного освоения профессиональных знаний, не говоря уже о знаниях культурологических. И это приводит к снижению уровня профессиональной деятельности.
 
Для преодоления этих негативных тенденций необходима интенсификация обмена письменной информацией (печатными и электронными публикациями) и чтения, т. е. активного ее освоения. Библиотеки и их информационные службы в сегодняшней России выдвигаются в число тех немногих институтов, которые должны и могут взять на себя значительную долю ответственности за обеспечение массового доступа к профессиональным знаниям и общекультурной информации. И если говорить высоким стилем, в этом и состоит миссия Росинформкультуры.  

Распечатать страницу ...