Т.И. Лаптева. Научная информация о культуре и для культуры

НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О КУЛЬТУРЕ И ДЛЯ КУЛЬТУРЫ
Тамара Ильинична Лаптева, заведующая НИЦ ''Информкультура'' Российской государственной библиотеки

Современный мир - мир быстрых перемен, одна из которых - возрастающая потребность в информации для образования и культурного развития, для научных исследований и культурной практики. Эта тенденция имеет прямой выход и в сферу научной информации по вопросам культуры и искусства.
 
Сама культура ныне осознается не только как область социальной практики, но и как существенное качественное измерение всех сторон жизни человека и общества. В свою очередь повышение роли культуры в жизни общества изменяет социальный статус наук о культуре. Исследования культуры занимают все более важное место не только в современном гуманитарном знании; растет их значение и в совершенствовании управления социально-культурной сферой. Важность исследования теоретических проблем культуры, изучение жизни человека в культуре и культуры в человеке, постижение механизмов взаимодействия общества и культуры не вызывает сегодня сомнений.
 
Одновременно с ускорением и усложнением социально-культурных процессов и активизацией роли науки в целенаправленном их регулировании возрастает и социальная значимость научной информации. Без адекватного и своевременного обеспечения научных разработок и управленческой деятельности объективной, точной и своевременной информацией сегодня невозможно решение проблем как сугубо научных, так и имеющих непосредственно практическое значение.
 
Как следует из вышесказанного, приоритетность развития культуры и научной информации о культуре как фактора интенсификации самого социокультурного развития на современном этапе совпадают. Научная информация о культуре, являясь, казалось бы, лишь ''простым изложением'' явлений культуры и науки о культуре, привносит нечто новое и в науку о культуре, и в саму культурную практику.
 
Цель научной информации о культуре в системе культуры - не только и не столько познание культуры (это цель самой науки о культуре в ее частных и общих образцах), сколько прямое или косвенное развитие культуры как системы в виде мотивов организационно-управленческих решений в сфере культуры; ценностных ориентации культурной деятельности; различных аспектов смысловой интерпретации тех или иных социокультурных явлений. Иными словами, речь идет о непосредственном и конкретном участии научной информации о культуре в механизме развития культуры в целом или ее отдельных секторов.
 
Не удивительно, что сегодня формирование и распространение информационных ресурсов культуры, глобальный доступ к ним рассматриваются как одно из важнейших условий культурного развития. Во всем мире архивы, библиотеки, музеи и галереи (получившие в Европе обобщенное наименование ''учреждений памяти'') открывают онлайновый доступ к своим фондам, коллекциям и собраниям. Цифровые программы в области наследия обеспечивают полноценный и массовый доступ к материалам и коллекциям музеев, библиотек, архивов и других учреждений. Расходы по их реализации берет на себя государство, во главе этой работы стоят национальные профессиональные ассоциации и сети, а внутри них - национальные библиотеки, национальные музеи, государственные архивы.
 
В рамках российской национальной музейной сети реализуется программа создания цифровых версий музейных предметов и экспозиций, а также онлайновой презентации коллекций. Сегодня не только крупнейшие музеи национального значения (такие, как Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей), но и многие провинциальные музеи России выставляют свои коллекции (или их часть) в виртуальном пространстве, создают в Интернете тематические онлайновые выставки. Дигитализация изменила характер музейной деятельности, превратив музей из интерпретирующей структуры в поставщика информации. Специалистам во всем мире хорошо известен российский портал культурного наследия - museum.ru, который позиционируется как путеводитель по сетевой информации, связанной с музеями, включая отсылки к музейным сайтам и виртуальным выставкам. На сайте существует и ''профессиональная зона'', предназначенная для музейных работников. Активное освоение информационных технологий идет и в российских архивах, которые создают электронные копии хранящихся у них документов с целью предоставления к ним свободного доступа. В настоящее время идет разработка грандиозного проекта - Интернет-портала, на котором будут выставлены подлинные документы отечественной истории.
 
Что касается вклада российских библиотек в информационное поле культуры, то именно они, в первую очередь национальные библиотеки, а также центральные региональные универсальные библиотеки стали одним из основных каналов научной информации о культуре, и именно в библиотечной среде организационно оформилась научно-информационная деятельность по культуре и искусству. Начало этому процессу было положено в 1972 г., когда в составе тогдашней Государственной библиотеки им. Ленина (сегодняшней Российской государственной библиотеки) был создан информационный центр по культуре и искусству - Информкультура, деятельность которого связана с созданием и распространением научной информации о культуре и для культуры. Ныне Информкультура - один из ведущих научно-информационных центров России, создающий информационную и документальную базу научных исследований в области культуры и искусства, оказывающий информационную поддержку органам управления, организациям и учреждениям культуры, содействующий повышению профессионального и культурного уровня работников культуры.
 
Основные функции Информкультуры - подготовка на основе изучения потока отечественной и зарубежной литературы, с применением новейших информационных технологий разнообразных информационных продуктов и услуг по различным темам и проблемам культурного развития и культурной жизни, как в самой России, так и в других странах мира. Информационную продукцию Информкультуры широко используют ученые, сотрудники научно-исследовательских институтов, научных библиотек и музеев, преподаватели вузов, а также специалисты, ответственные за принятие управленческих решений и формирование культурной политики. Среди пользователей специалисты не только в области культуры и искусства, но и в сферах образования и воспитания, печати, радио, телевидения, организации досуга.
 
Сегодня мы можем с полным основанием говорить о том, что Информкультурой создана отлаженная система навигации в информационно-документальном пространстве культуры. Отличительная ее черта - универсальность в сочетании со специализацией. Информационные ресурсы представлены во всех основных видах: здесь и аналитика, и фактография, и библиография; в комплексе отраслевых тематических срезов: охвачены все виды искусства и основные области культурной практики; в различных формах представления: традиционной (печатной) и электронной форме; в виде продукции и информационных услуг, предоставляемых как непосредственно в Информкультуре, так и в режиме удаленного доступа. На базе фондов РГБ и ряда других крупнейших библиотек России Информкультура создает информационные ресурсы, которые предлагает специалистам и массовому потребителю.
 
Центральное место в работе по производству информационной продукции и услуг занимает подготовка и распространение информационных изданий. В их числе - система текущих реферативно-библиографические указатели новой литературы (8 тематических серий в соответствии с основными областями культуры, в каждой серии 6 номеров в год). Замечу, что библиографическую информацию мы считаем нашим основным, базовым ресурсом. Именно библиографическая информация используется на начальных этапах исследовательских работ, в учебных и практических целях, а также для получения информации о новой литературе. Учитывая востребованность этого ресурса, мы предлагаем его пользователям в наибольшем количестве вариантов представлении.
 
С 2004 г. Информкультура издает научный информационно-аналитический журнал ''Обсерватория культуры''. На первый взгляд название журнала может показаться странным. Почему именно ''обсерватория''? В обыденном сознании этот термин связан в первую очередь с астрономией, но его понимают и шире, в частности как систему наблюдения за процессами, протекающими в обществе и культуре. Именно такой обсерваторией мы и стремимся сделать наш журнал. На его страницах освещается и анализируется современный социокультурный ландшафт. Известно, что сегодня на отечественном рынке печатной продукции существует немало изданий, имеющих то или иное отношение к культуре. В одних она анализируется с теоретических позиций, другие ограничиваются отражением культурной практики или узко специальных проблем. В отличии от них ''Обсерватория культуры'' - профессиональный журнал, в котором культура рассматривается как целое. Под одной обложкой мы, если можно так выразиться, объединили теорию и практику. Заинтересованный читатель найдет здесь и теоретические построения культурологов, в том числе актуальное сегодня классическое наследие в области культурологии, и материалы, посвященные наиболее значимым событиям и явлениям отечественной и зарубежной культуры. Аналитические обзоры и научные статьи соседствуют в журнале с эссе и рецензиями. ''Обсерватория культуры'' - журнал, прежде всего для профессионалов, заинтересованных в глубоком и всестороннем знании дела, и не озабоченных своей принадлежностью к какому-либо корпоративному сообществу - ''узких'' специалистов и односторонних прагматиков. Это журнал и для практиков, и для ученых, стремящихся к преодолению ''дисциплинарных границ'' между науками и к решению проблем социальной жизни на основе системного подхода и комплексного анализа.
 
Вместе с тем, журнал рассчитан на самый широкий круг читателей. Он делается для всех тех, кому небезразличны судьбы отечественной и мировой культуры. Однако наш главный адресат - работники культуры, те, для кого культура является сферой приложения профессиональных усилий. Под этим понятием мы объединяем и теоретиков, и практиков.
 
Наши авторы - известные российские культурологи и искусствоведы, философы и литературоведы, историки и реставраторы, социологи и экономисты, представляющие самые разные школы и направления.
 
Нам хотелось бы, чтобы на страницах журнала чаще высказывались практики - работники учреждений культуры, организаторы культурного процесса на местах, преподаватели вузов, - чтобы они делились насущными проблемами, обменивались опытом, рассказывали о своих достижениях. Это имеет принципиальное значение для исследования такого сложного феномена, как культура. ''Обсерватория культуры'' - молодой журнал, молодой проект, открытый для всех заинтересованных лиц и организаций. Мы приглашаем Вас к сотрудничеству.
 
Помимо издательской продукции Информкультурой созданы уникальные информационные ресурсы в электронной форме. Ограничусь кратким описанием некоторых из них, поскольку мои коллеги из Информкультуры посветят вас во все подробности подготовки и использования наших разнообразных информационных ресурсов
 
Первым упомяну автоматизированный банк данных реферативно-библиографической информации, предмет нашей особой гордости. БД содержит описания отечественных и зарубежных книг, статей из сериальных изданий и сборников, неопубликованных документов и депонированных рукописей по вопросам культуры и искусства. Формируется с 1982 г., и к настоящему времени его объем составляет почти 250 тысяч записей; ежегодное пополнение - около 16 тысяч.
 
Другой уникальный ресурс - электронная полнотекстовая база данных ''Культура России'' - содержит полные тексты газетных статей по актуальным проблемам культуры и искусства России в целом и отдельных ее регионов. База данных формируется с 2001 г. на основе ежедневного просмотра электронных или печатных версий более двух десятков центральных газет Российской Федерации. Годовой объем ввода - более 3500 статей. Полная БД и обновления к ней распространяются на CD-ROM. Мы считаем эту базу исключительно перспективным информационным ресурсом, поскольку печатные СМИ являются одним из основных источником получения информации для большинства граждан и организаций.
 
Знаменательным событием для Информкультуры стало опубликование в 2001 г в Интернете своего сайта. За время его работы в сети реализованы следующие задачи: комплексное представление и удаленный доступ к информационным ресурсам Информкультуры; продвижение традиционной (печатной) и электронной продукции, а также информационных услуг. Присутствующие будут иметь возможность уже сегодня в рамках объявленного Фестиваля электронных ресурсов ознакомиться с содержанием и технологиями этого сайта. В рамках темы моего выступления хотелось бы подчеркнуть характерную черту этого ресурса - его насыщенность информацией. Достаточно сказать, что на сайте за год публикуется более 700 а. л. текстовой информации. В дальнейшем объемы будут увеличиваться, и происходить это будет, в значительной степени за счет аналитической обработки Интернет-источников и использования для этих целей автоматизированной технологии. Виртуальность дает возможность создавать новую информацию на основе циркулирующей в сети информации. Это влечет за собой создание нового информационного продукта - виртуального, возникающего как бы из самой информации. Промежуточным результатом реализации инновационной технологии именно такого типа является экспериментальный сетевой ресурс Интернет-дайджест ''Регион-культура''. Надо отметить, что этот ресурс занимает первую позицию среди предпочтений посетителей сайта Информкультуры. Цель его создания - предоставление наиболее значимой информации о событиях культурной жизни российской провинции на основе ежедневного мониторинга информационных сообщений в сети Интернет. Предпочтение при отборе отдается материалам, содержащим диагностику, а также отражающим тенденции и процессы в культурном пространстве регионов. Таких материалов в Интернет пока не много, но тем важнее и интереснее их поиск и информационный анализ.
 
В заключение считаю необходимым отметить, что в деле создания информационно-документального пространства культуры Информкультура, конечно же, не одинока: она является лидером Росинформкультуры - российской сети научно-информационных служб по культуре, которые действуют в составе универсальных научных библиотек практически всех российских регионов. Эти службы осуществляют информационную поддержку культурной деятельности в регионе и используют при этом базовые информационные ресурсы Информкультуры. Региональные службы Росинформкультуры подписываются на издания Информкультуры, активно работают с библиографической информацией на дисках, и, как нам пишут, постоянно отслеживают, скачивают новые публикации с сайта Информкультры. Рассказ о том, как далее используется и распространяется ими полученная информация, может быть отдельным сообщением на тему об изобретательности библиотекарей. Замечательный пример в этом отношении сайт Сектора информации по культуре и искусству Архангельской областной научной библиотеки. Постоянные и плодотворные контакты в деле распространения информационных ресурсов Информкультура имеет с большинством центральных региональных библиотек России.
 
Вместе с тем, возможность доступа к информации еще не означаете усвоения. В этой связи важно правильно оценивать потенциал накапливаемой информации. Сможет ли она работать в будущем? Какое место занимают информационные ресурсы Информкультуры в системе прочих информационных ресурсов страны? Это вопросы использования этих ресурсов для целей культурного развития страны на основе гуманизации общественных процессов.
 
Решение проблем использования информационных ресурсов во многом определяет эффективность и целесообразность создания и эксплуатации тех или иных информационных ресурсов и, в конечном счете, уровень информатизации общества.  

Распечатать страницу ...